Страничка логопеда

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 

Безменовская средняя общеобразовательная школа

Черепановского района Новосибирской области 

 

Страничка логопеда

 

Что значит и что могут дать несколько часов правильной речи среди целых суток

неправильного разговора!

Буду все время постоянно следить за собой... Превращу жизнь в сплошной урок!

Таким путем я разучусь говорить неправильно.                                                                                                                    К. Станиславский, известный  русский режиссёр   

 

Артикуляционная гимнастика.

   Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для органов речи (прежде всего для языка и губ), которая способствует:

-укреплению мышц соответствующих органов;

- формированию устойчивых артикуляционных умений и навыков (овладению основными артикуляционными движениями достаточной силы, объема и качества, способностью к удержанию   положения и плавной переключаемости движений);

- формированию качественной артикуляционной моторики, а следовательно фонетически чистого правильного произношения  звуков речи.

   Считается, что при нормальном речевом развитии у ребенка правильное произ-ношение всех звуков формируется к 5 годам. Т. е. к моменту поступления в школу он должен быть вполне подготовлен к обучению грамоте. Но, как известно, в настоящее время так бывает не всегда (см. статью "Нарушения звукопроизношения у детей"). В период школьного обучения, когда к речи ребенка предъявляются высокие требования, когда необходимо учиться грамотно писать и читать, дети, имеющие нарушения речи, могут оказаться в очень сложном положении. Неуспешность в учебной деятельности, психологические зажимы, стрессы - все это может стать следствием речевого нарушения.

   Артикуляционная гимнастика является обязательным (подготовительным) этапом в работе по коррекции звукопроизношения. Следовательно, важно понимать ее необходимость родителям, чьи дети имеют недостаточно четкую речь ("каша во рту") либо отсутствие, замены, искажения в произношении звуков (стоит отметить, порой нарушения звукопроизношения остаются в семье незамеченными).  Практика показывает, что иногда  выполнение только артикуляционной гимнастики приводит к тому, что "язык встает на свое место" за счет укрепления артикуляторных мышц, и появляются звуки, которых родители давно ждали от своего ребенка.

Однако проводить артикуляционную гимнастику было бы полезно и детям с нормальным звукопроизношением. Ведь не для кого не секрет, что подобные упражнения для улучшения дикции выполняют ведущие самых различных передач на телевидении. А школьнику для овладения навыком письма необходимо не только четко и правильно произносить звуки речи, но и различать (дифферен-цировать) их между собой с помощью слухового и речедвигательного (по ощуще-ниям) контроля. Соответственно логично было бы "провести курс" артикуляционной гимнастики еще в дошкольный период или в период подготовки к школе, т. е. летом.

 

Итак, каковы же основные правила выполнения артикуляционной гимнастики?

 1. Артикуляционные упражнения выполняются со зрительным контролем (перед зеркалом). По мере усвоения возможно выполнение по словесной инструкции, с опорой на кинестетические (двигательные) ощущения самого ребенка.

2. Упражнения отрабатываютя последовательно (одновременно вводится 3,4 новых упражнения). Нельзя переходить к новым упражнениям, не отработав предыдущие. Однако этот процесс строго индивидуален для каждого ребенка.

3. Артикуляционную гимнастика выполняется не более 8 - 15 минут (в зависимости от возраста ребенка, его психо - физиологических особенностей).

4. Не следует утомлять ребенка. Выберите для занятия удобное для него время и место. Возможно такой гимнастикой будет начинаться утро, а может важнее будет настроение самого ребенка в определенный момент. Занятие можно провести в игровой форме, используя веселые картинки, стихи и сказки (см. ниже  один из вариантов "Сказки о веселом язычке", картинки, стихи, литературу). Важно сформировать у ребенка мотивацию на занятия, объяснив, для чего это необходимо.

5. Артикуляционная гимнастика ( вообще все логопедические упражнения) следует выполнять систематически, а точнее - ежедневно, без пропусков.

6. Заниматься с ребенком должен родитель, сам имеющий хорошее звукопроиз-ношение.

7. Упражнения выполняются точно, четко и медленно по 8 - 12 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не производил дополнительных движений губами, нижней челюстью и т. д. При этом следует знать, что бывают статические и динамические упражнения.

а) Статические упражнения - упражнения на удержание определенной позы, выполняются под счет от 5 до 10.

б) Динамические упражнения - упражнения, связанные с движением.

 

Все упражнения выполняются в " Широкой улыбке": губы в улыбке, рот открыт, передние зубы видны, язык свободно лежит во рту.

 

Как видно из вышеуказанного, в формировании качественной артикуляционной моторики велика роль родителей.  Не забывайте, что именно вы являетесь главным воспитателем своих детей, служите для них примером для подражания. Активно включайтесь в процесс, выполняйте все упражнения вместе с ребенком. Ведь даже при условии посещения ребенком логопедического пункта, занятия проводятся всего 2 - 3 раза в неделю, что недостаточно для успешной работы в данном направлении. Тем более, что некоторые несложные нарушения звукопроизношения возможно исправить в домашних условиях самостоятельно, после консультации логопеда.

 

Итак, наберитесь терпения! Желаю успехов!

 

 

 

-За советом к логопеду 

 

-Вступительная статья (СКАЧАТЬ)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ

УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

-Программа по коррекции дислексии

 

-Артикуляционная гимнастика

 

 

-Развитие фонематического слуха

 

Дата последнего обновления страницы 12.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»