Правила проведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Найти выход из сложной ситуации возможно только после полного анализа складывающейся обстановки.
Тема урока: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Цель урока:
Этапы урока:
1. Понятие ЧС.
2. Классификация ЧС: по сфере возникновения, по ведомственной принадлежности, по масштабу последствий.
3. ЧС природного и техногенного характера.
4. Определение опасных факторов ЧС.
5. Способы и приёмы защиты от опасных факторов ЧС.
6. Разбор проектного задания.
Оборудование: Слайды: схема “ Классификация ЧС”, схемы “Действий при ЧС”, раздаточные таблицы-задания, правила совместной работы, критерии самооценки, листы успеха, компьютер, мультимедийный проектор.
Формы и методы урока: беседа, работа в группах, мозговой штурм, выполнение проекта.
Ход урока:
1. Вводная часть:
II. Основная часть.
Алгоритм действия учителя:
Заполнить таблицу 1, выданную каждой группе примерно по такой схеме:
Группа ЧС |
Вид ЧС |
Опасные факторы |
План действий |
ЧС природного характера |
Землетрясение |
Разрушения |
Эвакуироваться на открытое пространство, при невозможности - встать подальше от окон, в дверной проем, под несущую стену. |
ЧС техногенного характера |
Пожар |
Высокая температура, задымлённость помещений |
Эвакуироваться ползком или пригнувшись, прикрывая органы дыхания мокрой тканью. |
Давайте определим опасные факторы некоторых ЧС. Чем опасно землетрясение?
Во время проведения мозгового штурма демонстрация слайдов
4. Составить списки:
первой группе – ЧС природного характера, присущие для Новосибирской области;
второй и третьей группам – ЧС техногенного характера, возникновение которых возможно в Сузуне.
5. Каждой группе записать алгоритм действия: при пожаре в школе, при пожаре в лесу, при землетрясении, при наводнении, при химическом заражении.
6. Обобщение знаний, полученных на уроке: беседа по вопросам.
7.Подведение итогов урока. Анализ и оценка работы учащихся в группах по критериям самооценки:
“5” 1. Имел своё мнение (идею) 2. Высказал его вслух. 3. Принял участие в обсуждении данного вопроса группой. 4. сумел убедить. 5. Мнение правильное. |
“4,5” 1. Имел своё мнение. 2. Высказал его вслух. 3. Не сумел (не пытался) убедить. 4. Мнение верное.
|
“4” 1. Имел своё мнение. 2. Не высказывал его вслух 3. Отстаивал. 4. Убедил. 5. мнение не верное. |
“3,5” 1. Имел своё мнение 2. Высказал его вслух. 3. Отстаивал. 4. Убедил. 5. Мнение - неверное. |
“3” 1. Не имел мнения. 2. Внимательно слушал. 3. Принял мнение группы. 4. Мнение - неверное. |
“2” 1. Не имел мнения 2. Не внимательно слушал обсуждение. 3. Принял мнение группы. 4. Мнение неверное. |
“1” 1. Не имел мнения. 2. Не слушал обсуждение. |
Принципы: 1. Гласность точки зрения. 2. Корректное поведение 3. Умение убедить. 4. Высоко ценится правильное мнение (ты ведь получаешь знания!). |
Кроме этого каждый учащийся оценивает свою работу на уроке, заполнив в конце занятия лист успеха:
Фамилия Имя
Деятельность |
Оценка или баллы |
За работу в группе |
|
За вопрос или ответ |
|
За возражение |
|
Всего баллов |
|
8. Объяснение проектного задания каждой группе: 1 – ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для Сузуна и опишите последовательность действий при их возникновении.
3- ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.
Каждой группе выполненную работу продемонстрировать на слайдах или оформить в виде текстового сообщения.
На выполнение задания даётся две недели, в ходе которых будут даны консультации.