Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 

Безменовская средняя общеобразовательная школа

Черепановского района Новосибирской области 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА " Я РАСТУ "

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА " Я РАСТУ "

 

        

     МОУ Безменовская средняя общеобразовательная школа

 

    Конкурс «Лучшая школа Новосибирской области»

           Номинация «Школа – центр воспитания»

 

 

 

          ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА

        «  Я  РАСТУ »

 

                           Директор:               Емельянцева Т. А.  – высшая категория

                           Зам. директора по ВР: Трушкина Л. И. – первая категория

                           Зам. директора по УВР: Климова Е. В. – первая категория

                                                            Османкина Г. В. – первая категория

                           Руководитель методического  совета «Родник»:  

                                                             Фет О. В. – первая категория

                           Старшая вожатая:   Шарнакова В. А.   – вторая категория

                                

 

                                             Ст. Безменово

                                                   

                      Два полюса личностного роста.                          

                                            

 Учение – это лишь один из лепестков того     

                                          цветка, который называется воспитанием в             

                                          широком смысле этого понятия. В воспитании нет  

                                          главного и второстепенного, как нет главного

                                             лепестка среди многих лепестков, создающих

                                            красоту цветка. В воспитании все главное –

                                            и урок, и развитие разносторонних интересов детей

                                            вне урока и взаимоотношения воспитанников

                                            в коллективе.

В. А. Сухомлинский.

 

   В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира и общественной нравственности.

   Однако сегодня и сама школа переживает сложные времена. К существовавшим ранее проблемам добавляются новые и одной из самых острых по-прежнему, остается проблема воспитания.

   Многие исследователи, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание – особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Рассмотрение воспитания как частной структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни.

   После периода забвения значимости воспитательной работы, очень отрадно было увидеть (в 2002 году) Программу развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, созданную Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России. Этот и другие документы стали отправной точкой для моделирования педагогической системы в целом и воспитательной, в частности.

   Таким образом, наш педагогический коллектив рассматривает современную российскую школу как сложную систему, где воспитание и обучение выступает в качестве важнейших составляющих элементов, которые и составляют педагогическую систему нашей школы.

   Администрация школы совместно с классными руководителями, методическим советом «Родник», анализируя свою деятельность, относят нашу педагогическую систему к типу самоорганизующих систем, т. к. именно внутри, в процессе своего функционирования пытаемся изменить структуру, содержание и встать на путь развития. Для нас «педагогическая система нашей школы – это целенаправленная самоорганизующая система, где в качестве основной цели выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, освоивших культуру общества».**

*  В. А. Сухомлинский. О воспитании. С.17

**  Л. А. Байкова, Н. В. Мартишина. Современные воспитательные системы.

  Ж. «Классный руководитель», №3, 1998г. С. 19

   Данную цель мы реализуем на всех этапах развития педагогической системы школы (см. Программу) в ее обучающей и воспитательной подсистемах, а так же в сфере профессионального и свободного общения всех участников учебно- воспитательного процесса, как третьей подсистемы, связанной с первыми двумя.

   Разрабатывая теоретическую концепцию, включающую ведущие идеи, цели, задачи, принципы и педагогическую теорию, лежащие в основе создания педагогической системы как модели, мы видим, что именно педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает системообразующим компонентом педагогической системы нашей Безменовской школы. Известно, что воспитывают не школьными мероприятиями, а духом учителей. Сегодня наш коллектив состоит из педагогов- профессионалов, способных грамотно, творчески и конструктивно организовывать общение между всеми субъектами современного образовательного процесса.

   Главным педагогическим постулатом мы выдвинули следующий тезис: «Эффективная воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания».*

   Развивающая школа, конечно же, требует динамичного развития и воспитательной системы. Мы рассматриваем воспитательную систему, как целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интерактивными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (Л. И. Новикова)

   1. При планировании мы использовали СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, а он позволяет нам интегрировать усилия всех субъектов воспитательной деятельности и укрепить взаимосвязь всех компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно- деятельностного и оценочно- результативного). Для нас это важно потому, что целостное развитие личности учащихся может обеспечить лишь целостный воспитательный процесс.

   По реализации концепции в первые два года прошла большая организационная работа среди педагогов, родителей и детей.Учителч0 предметники овладевают приемами личностно- ориентированных технологий. Отдельные педагоги работают по программе «Школа 2100», в числе первых ввели в районе курс «Граждановедение», у нас работают социальный педагог, психолог, логопед. Классные руководители овладевают навыками системной воспитательной работы, вошли в практику личностно- ориентированные классные часы. Реальный воспитательный процесс, организуемый коллективом, осуществляется согласно пяти образовательным

*  Л. А. Байкова, Н. В. Мартишина. Современные воспитательные системы. Ж. «Классный руководитель», №3, 1998г. С.20

программам и ключевому проекту «РОСТ», под крышей которого и разворачивается вся разносторонняя деятельность учащихся, педагогов и все больше родителей.

   Наш проект «Лицей» ) Лицей творчества и дополнительного образования «РОСТ» (растем общаясь, самоорганизуясь, творчески)) – есть ассоциация школьных клубов, предполагает синтез школьного самоуправления, кружковой работы и детской организации. По мнению многих современных ученых «наиболее эффективным можно назвать такое учреждение, где существует двухполюсное образовательное пространство, т. е. возрастное и вневозрастное. К первому относятся классы, а ко второму – кружки и клубы».* На уроке – ученик, после уроков – лицеист. А все вместе мы живем под лозунгом  «Я, ты, он, она, мы – растущая страна».

   Органы ученического самоуправления органично вписались в новую структуру. (См. Приложение). Здесь и старосты, и завучи, и летописцы, физорги, корреспонденты, оформители и др. 25 числа (+ -) ежемесячно проходят лицейские чтения, где ребята получают азы  той или иной деятельности, учатся принципам «конструктивного общения и самоорганизации». Совет старост «Школьная десятка» представляет интересы ученичества в Совете школы и работает по отдельному плану. В Совет школы входит также ректор лицея и член районного молодежного парламента.

   Наш лицей как ассоциация разновозрастных школьных клубов, центров, кружков, секций представляет собой детскую организацию, имеющую свой Устав, положения, символику, постепенно формирующая свою субкультуру. Работа организуется под девизом «Дети – детям», взрослые играют роль консультантов, советчиков. 

   В рамках нашего лицея работает 25 объединений разного уровня и содержания. Пять факультетов: «Забота», «Общение», «Интеллект», «Спорт», «Новости» дают возможность ребятам реализовать их разнообразные интересы. Здесь сосредоточена работа тренеров ДЮКФП по легкой атлетике и баскетболу (2 человека), педагогов дополнительного образования УДОД (9человек). 93% учащихся посещают наши детские объединения. В том числе дети группы риска , которые становятся для педагогов дополнительного образования субъектом особого внимания с целью вовлечения в детское объединение. Среди них уже ставший известным БЭК (Безменовский экологический клуб) – рук. Халина Е. П., члены которого летом 2004 года побывали во Всероссийском детском центре «Орленок» за победу в конкурсе проектов.

    активно разворачивает деятельность военно – патриотический клуб «Русич» (рук. Кузнецов Д. А.)  принимают участие масштабных мероприятиях областного и регионального уровня. Члены клуба тесно сотрудничают с Межрегиональным центром русского боевого искусства «Русский щит» и военно- патриотическим лагерем «Полевой стан».

   О наших спортсменах знают в районе и области.  Наши легкоатлеты , баскетболисты, волейболисты защищают честь района.

   Редакция школьной газеты  завоевывала первые места в районном конкурсе компьютерных газет. Учебно- производственная бригада «Росток» неизменно привозит призовые места, и неоднократно защищала честь района, в областном конкурсе.

   Лицей предлагает нашим сельским ребятам разнообразную творческую, эмоционально- насыщенную деятельность. Практически каждое детское объединение имеет 1-2 ключевых дела общешкольного масштаба. Например, туристы проводят турслет, день здоровья, «Зимние забавы», фитодизайнеры – выставку цветов (в сентябре), ярмарку цветов (в апреле), летописцы – день рождения школы, члены ВПК «Русич» - День белых журавлей, завучи классов – Ассамблею «Ум2», экологи – субботники и т.п.

   Л. С. Выготский говорил: «Педагог – есть организатор деятельности детей». При организации лицейской деятельности мы придерживаемся трех правил («3 необходимо хорошей школы»):

    1. Чтобы все ученики могли найти себя, обнаружить и развить свои

        способности в стенах своей школы, необходимо, чтобы в ней были

        представлены все виды деятельности. Необходимо, чтобы каждый

        знал, что в школьных кружках, секциях его ждут, что он там нужен.

    2. Необходимо позволять ребенку мигрировать, пробуя себя,   познавая  и выбирая дело по душе.

    3. Необходимо, чтобы детскими объединениями руководили не

        «любители», а профессионалы, умеющие найти задатки и открыть

        детские таланты. (И у нас такие педагоги есть).

   Воспитанники шахматной секции «Успех» (рук. Смоляков В. Н.) – неоднократные победители различных шахматных баталий. Более 6 лет работает в нашей школе опытный педагог дополнительного образования Стальных С. Б. Ее мастерская «Умелые ручки» всегда ждет рукодельниц. У этого детского объединения уже богатая история: масса грамот, фотоальбом, на фотографиях которого девочки демонстрируют результаты своего кропотливого труда.

   Летописцы классов и школы тесно сотрудничают с руководителем их детского объединения – Гугенгеймер Р.В. Ребята по крупицам восстанавливают и пишут историю родной школы. Танцевальная студия «Зоренька» (рук. Прощина Н. И.) позволяет наши праздники сделать более яркими. Уже много лет туристическую деятельность ведет Янушина С. П. члены турклуба «Эверест» представляли район на региональных профильных сменах МЧС «Юный спасатель». Все руководители детских объединений тесно сотрудничают с разными социальными институтами (см. Приложение), заботятся о развитии личности воспитанников, собирают историю своего детского объединения.

 

   2. Наша воспитательная система позволяет коллективу успешно освоить окружающую социальную и природную среду, а это расширяет диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность наших воспитанников. Ведь, как сказал А. Шопенгауэр, «отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое». Поэтому мы, согласно Закона об образовании (1992г.) и следуя «Методическим рекомендациям Министерства Образования РФ о деятельности детских и молодежных организаций в общеобразовательных учреждениях» устанавливаем связи с различными учреждениями, погружаем детей в окружающее социокультурное пространство. (См. Приложение).

   Сегодня наши учащиеся имеют возможность посетить с экскурсиями предприятия, расположенные на территории МО Безменовской администрации (ОО «Пассим», железная дорога, ОПХ «Безменовское», водная станция). Военный городок и расположившаяся в нем войсковая часть, являются местом жительства 60 ребят (17%), родители многих сельских ребят работают по военному контракту. В педколлективе всегда присутствуют педагоги, имеющие мужей- военнослужащих. Зарница, 23 февраля – это поводы для сотрудничества школы и воинской части. В решении отдельных материально- технических вопросов помогает опять- таки командование воинской части. Поэтому наши дети не понаслышке знают будни, специфику военной службы. Ежегодно (!) наши выпускники поступают в военное училища. Только за последние 5 лет – 11 человек. Сегодня мы оформляем стенд «Служу Отечеству». Соседство с воинской частью оказывает своеобразное влияние на жизнь школы и села.

   В традиции российской школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности, которые невозможно заменить даже очень интересным уроком». (Л. С. Выготский).

   Вожатые проводят детские площадки в близлежащих малых селах (отделениях ОПХ): пос. Южный, пос. Еловкино, пос. Привольный и в/ч.

   Активно сотрудничаем с Управлением образования, районным отделом молодежи, УДОД, ДЮКФП, ЦЗН, УСЗН, СДК и др.

    Мы создаем социально- педагогический комплекс воздействия на ребенка, ведя его по пути социализации.

 

   3.  Гюго сказал: «Взгляните на дуб весною: столетний ствол, старые корни, старые сучья и зеленые листья, свежие и молодые. Традиция и новизна; традиция, производящая новизну, новизна, возникающая из традиции – в этом все». При построении воспитательной системы «Я расту» мы уделили особое внимание поддержанию и обновлению традиций. Ведь они придают устойчивость системе и повышают ее жизнеспособность. Система, содержащая традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, как правило, более эффективна, затрат требует меньше, т. к. действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке.

   В нашей школе сложился комплекс календарных и традиционных дел. Отработана их логика и хронология. Когда-то совет старшеклассников, а сегодня – лицейские объединения осуществляют их подготовку. У каждого из них есть 1-3 ключевых дела из школьного календаря КТД. С недавних пор в школьную жизнь вошел летний лагерь с дневным пребыванием детей «Растишка», здесь так же рождаются и начинают выстраиваться свои традиции, которые как и везде будут играть склеивающую, цементирующую роль в деятельности и отношениях.

 

   4. При построении воспитательной системы, согласно нашей концепции, мы создаем условия для самореализации и самоутверждения личности субъектов воспитательного процесса: детей, учителей, родителей. Мы видим, что складывающаяся наша воспитательная система «Я расту» способствует творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

   В последние годы все больше вырисовывается заданный образ школы как саморазвивающей структуры. Внутри которой, как в биосоциальном организме идет поступательное движение, чувствуется свобода творчества, рост, самопроявление, как в детской среде, так и взрослой.

   Мы наблюдаем не только физический рост наших воспитанников, а интеллектуальный (наличие медалистов, победителей олимпиад), спортивный (первые места (5 лет) в районной спартакиаде), творческий (успехи в фестивалях, декаде творчества) и во многом другом. А 2006 год стал школьной вехой, который принес победы сразу двум педагогам: Г. В. Османкина вошла в число областных финалистов конкурса «Учитель года», а З. С. Афанасьева стала лауреатом районного конкурса профессионального мастерства классных руководителей в номинации «основная школа». В школе царит творческий микроклимат, когда рады успеху каждого ученика и педагога. И любой скажет: «Я, ты, он, она – растущая страна».

   Стартовала триада конкурсов: среди классов и детских объединений «Мы растем», среди детей «Я расту» (конкурс портфолио), среди учителей и педагогов дополнительного образования «Дети – цветы жизни» (или «Педагогический успех»).

   Сегодня мы находимся на переходном этапе «становление – развитие», корректируем краткосрочные (на 3 года) образовательные программы и выстраиваем их дальнейшую перспективу.

   Наша концепция развития школы является компасом в совершенствовании и преобразовании воспитательной системы школы с целью превращения ее в центр непрерывного воспитания.  

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"