Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
Урок изучения нового материала . Интегрированный ОБЖ - физика.
Преподаватель ОБЖ –
физики –
Девиз « Скажи мне, и я забуду .
Покажи мне, и я запомню.
Дай сделать мне, и я пойму»
Сократ.
Цель:
- Рассмотреть назначение и боевые свойства АК;
- Выполнить практические действия неполной разборки, сборки автомата;
- Сформировать мотивацию к самостоятельному поиску необходимой информации;
- Повторить законы движения тел в поле силы тяжести и применить их к решению задач военного содержания;
- Повторить учебный материал по физике, лежащий в основе современной военной техники.
- Повысить познавательную активность учащихся при изучении предмета ОБЖ и физики.
- Воспитывать чувство патриотизма у учащихся.
Оборудование : компьютер, проектор, телефонная сеть, макет автомата Калашникова. Дидактический материал: презентация АК, плакаты, карточки (на каждого ученика), калькулятор, учебники ОБЖ для 10 класса, учебник физики 10 класса, мультимедийный диск «Физика, 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий» лист рабочей тетради.
Ход урока
I Организационная часть
• До начала урока подготовить доску запись дату, тему урока (назначение и боевые свойства АК), девиз урока, расположение парт «П» дидактический материал, мультимедийное оборудование.
• До начала урока дежурный получает задание – раздать дидактический материал (карточки – боевые свойства АК, карточки с задачами по физике с выбором ответов).
II. Актуализация темы урока и мотивация учащихся.
Ребята, тема нашего урока называется «Назначение и боевые свойства автомата Калашникова». На уроке вы узнаете о назначении и боевых свойствах АК и его легендарном конструкторе, юноши выполнят практические действия неполной разборки, сборки автомата. Девушки на практической части применят свои знания законов физики: сохранения энергии, сохранения импульса, законов кинематики к решению задач по военной тематике.
III. Изучение новой темы.
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова (слайды)
На экране высвечивается слайд № 1 (приложение 3):
Тема: Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
На экране высвечивается слайд № 2:
Тема: Назначение автомата Калашникова.
Преподаватель ОБЖ : Модернизированный автомат Калашникова является индивидуальным оружием и предназначен для уничтожения жилой силы противника. В рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож.
На экране высвечивается слайд № 3:
Биография Михаила Калашникова.
Преподаватель ОБЖ : В первую очередь мы должны рассмотреть биографию легендарного конструктора Михаила Калашникова. Рассказать. Автомат прост по устройству и имеет высокие боевые качества. На основании этого автомат находится на вооружении многих стран мира.
На экране - слайд № 4:
Автомат состоит и следующих частей и механизмов.
Преподаватель ОБЖ : Уч-ся предлагается открыть учебник на странице (148), учитель на плакате рассказывает и показывает основные части и механизмы автомата. Преподаватель просит выписать в рабочую тетрадь части под цифрами, 1 -ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением и прикладом, 2 -крышка ствольной коробки, 3 -затворная рама, 4 -затвор, 5 -возратный механизм, 6 -газовая трубка со ствольной накладкой, 7 -ударно-спусквой механизм, 8 -цевья, 9 -магазин, 10 -пенал с принадлежностями, дополнительно – шомпол, переводчик. Подчеркнуть все кроме 1 и 8.
Основные части и механизмы автомата:
1 -ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением и прикладом, 2 -крышка ствольной коробки, 3 -затворная рама, 4 -затвор, 5 -возратный механизм, 6 -газовая трубка со ствольной накладкой, 7 -ударно-спусквой механизм, 8 -цевья, 9 -магазин, 10 -пенал с принадлежностями
Основные части и механизмы автомата:
1 -ствол со ствольной коробкой, с прицельным приспособлением и прикладом, 2 -крышка ствольной коробки, 3 -затворная рама, 4 -затвор, 5 -возратный механизм, 6 -газовая трубка со ствольной накладкой, 7 -ударно-спусквой механизм, 8 -цевья, 9 -магазин, 10 -пенал с принадлежностями
На экране высвечивается слайд № 5:
Боевые свойства автомата Калашникова.
Преподаватель ОБЖ: теперь рассмотрим карточку, где представлены боевые свойства автомата Калашникова. Учитель на экране раскрывает основные характеристики автомата. И заостряет внимание на расхождение данных в таблице учебника и карточке. Связанно с модернизацией автомата в разные годы. Данные, приведенные, в карточке и презентации основаны на модернизации автомата 1974г, а данные, указанные в учебнике 1963г. Расхождение в калибре, начальной скорости пули автомата.
Калибр: |
5.45mm |
7.62 |
Патрон: |
model 1974, 5.45x39 |
model 1963 |
Емкость магазина: |
30 патронов |
|
Вес: |
3,5 kg (с полным магазином) |
3.6 |
Длина (без штыка): |
933 mm |
|
Длина со сложенным прикладом: |
700 mm |
|
Прицельная дальность: |
1000 m |
|
Начальная скорость: |
920 m/s |
715 |
Начальная энергия: |
1316J |
|
Страна производитель: |
Россия |
|
Дальность прямого выстрела |
350 м . |
|
Боевая скорострельность
при стрельбе очередями
при стрельбе одиночным выстрелом |
До 100 выстрелов в минуту.
До 40 выстрелов в минуту. |
|
Темп стрельбы |
600, выстр./мин. |
|
На экране высвечивается слайд № 6 (звуковой):
Разборка и сборка АК
На экране высвечивается слайд № 7 (звуковой):
Разборка автомата может быть. Учитель объясняет, когда проводится полная и неполная разборка автомата. Полная разборка автомата производится для чистки при сильном загрязнении автомата, во всех остальных случаях производятся неполная разборка.
На экране высвечивается слайд № 8 (звуковой):
Преподаватель ОБЖ: Разборку и сборку автомата производят на столе или чистой подстилке; части и механизмы укладывают в порядке разборки.
На экране высвечивается слайд № 9 (звуковой):
Порядок неполной разборки автомата. Уч-ся просматривают учебник на странице 150. Определяются ключевые фразы и записывают в рабочую тетрадь. Преподаватель ОБЖ: просит подчеркнуть 1 пункт и начинает детальный показ неполной разборки АК, проговаривая каждое действие: Отделить магазин, перевести переводчик вниз, осмотреть патронник , спустить курок боевого взвода в положении автомата 45-60° от поверхности стола, вынуть пенал с принадлежностью, отделить шомпол, отделить крышку ствольной коробки, отделить возвратный механизм, отделить затворную раму с затвором, отделить затвор от затворной рамы, отделить газовую трубку со ствольной накладкой.
На экране высвечивается слайд № 10 (звуковой):
Порядок сборки автомата после неполной разборки. Уч-ся просматривают учебник на странице 151 основное содержание – название действия. Оформите в рабочих тетрадях записи пунктов с 1-9. Преподаватель ОБЖ: просит подчеркнуть 2-3 пункт и начинает детальный показ сборки автомата после неполной разборки, проговаривая каждое действие. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой, присоединить затвор к затворной раме, присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке, присоединить возвратный механизм, присоединить крышку ствольной коробки, спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель, присоединить шомпол, вложить пенал в гнездо приклада, присоединить магазин к автомату.
На экране высвечивается слайд № 11:
Видео.
Преподаватель ОБЖ : Уч-ся просматривают видео. Комментируя поточно порядок разборки, сборки АК.
Просмотрев видео, учащиеся предлагается выполнить практическое задание, для этого они делятся на две группы:
- юноши – выполняют практическое задание по разборки, сборки АК; На экране высвечивается слайд № 12 ( норматив разборки, сборки ). Выполнив практическую часть, учащийся отвечает на тест 13 слайд, отметка выставляется автоматически;
- девушки распределяются на 2 группы и решают задачи, отвечают на вопросы, проводят опыты, связанные с боевыми свойствами АК (интеграция с физикой, приложение №1). Две ученицы выполнят практическую работу за компьютером в программе Физика, 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий.
• и отдельное задание получает два ученика, войдя в сеть интернет, один из них находит полную биографию М. Калашникова, другой историю модернизации АК ( http://axe.inion.ru/prod.htm ) - Оружейка. Собрание оружейных ссылок.
Преподаватель физики : « Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз ».
Это античное изречение подходит к нашему сегодняшнему уроку. Мы рассмотрим, как с помощью физических законов можно описать движение пули, рассчитать дальность полета, высоту подъема пули, условия наилучшего движения и убедимся, насколько важно военному знать законы физики.
- К какому разделу физики относится данная тема? (механика)
- Какова основная задача механики? (определить положение тела в любой момент времени.)
- Как решается основная задача механики? (с помощью уравнений кинематики и динамики, законов сохранения импульса и закона сохранения энергии)
- Вспомните и сформулируйте эти законы.
Работа в группах. Время (10 мин)
Выполнить практическую работу по 1 человеку от группы за компьютером
Количество баллов - 3..
Практическая работа № 1
Практическая работа № 2.
1 Ответы на вопросы (правильный ответ 1 балл). Максимальное количество баллов – 6.
«При изучении наук задачи полезнее правил» И Ньютон
2. Решение задач по карточкам . (Приложение № 1) Максимальное количество баллов – 6.
Проверка и защита практической части: на доске коды правильных ответов.
Учащиеся оценивают результаты своей работы в группе по алгоритму см. приложение №2.
На экране высвечивается слайд № 14:
Модернизированный АКМ и РПК . Преподаватель ОБЖ: более подробно на следующем уроке вы ознакомитесь, с этой темой просмотрев творческую работу «Кузнецовой».
На экране высвечивается слайд № 15:
Итог урока, домашнее задание.
Преподаватель ОБЖ и физики: итак на этом уроки вы
- узнали о назначении и боевых свойствах автомата Калашникова;
- ознакомились с его основными частями и механизмами;
- научились разбирать и собирать АК;
- узнали о том, что разборка АК бывает неполная и полная;
- усвоили порядок действий, связанных с разборкой, сборкой АК.
- повторили законы физики и убедились в необходимости их знания для расчета траекторий полета пули для попадания в цель.
Домашнее задание п.8.6 Огневая подготовка; прочесть записи рабочей тетради; «Иванов» готовит доклад из материала, добытого самостоятельно, получив информацию из дополнительного источника: «Биография М.Т. Калашникова», «Кузнецова» готовит презентацию в PowerPoint по теме «Модернизация автомата Калашникова».