Правила проведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Найти выход из сложной ситуации возможно только после полного анализа складывающейся обстановки.
Тема урока: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Цель урока:
- Получение учащимися теоретических знаний об опасностях в повседневной жизни человека.
- Формирование у учащихся умений и навыков действий в опасных ситуациях.
- Ознакомление учащихся с классификацией ЧС, привитие навыков правильной оценки обстановки и действия при различных ЧС.
Этапы урока:
1. Понятие ЧС.
2. Классификация ЧС: по сфере возникновения, по ведомственной принадлежности, по масштабу последствий.
3. ЧС природного и техногенного характера.
4. Определение опасных факторов ЧС.
5. Способы и приёмы защиты от опасных факторов ЧС.
6. Разбор проектного задания.
Оборудование: Слайды: схема “ Классификация ЧС”, схемы “Действий при ЧС”, раздаточные таблицы-задания, правила совместной работы, критерии самооценки, листы успеха, компьютер, мультимедийный проектор.
Формы и методы урока: беседа, работа в группах, мозговой штурм, выполнение проекта.
Ход урока:
1. Вводная часть:
- Объявление темы и цели урока.
- Проверка домашнего задания.
II. Основная часть.
Алгоритм действия учителя:
- Переход от предыдущей темы к новой.
- Дать определение чрезвычайной ситуации.
- Мозговой штурм:
- Назовите, какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас?
- Какие общие признаки у группы ЧС: землетрясение, бури, наводнение и т.д.?
- Как можно назвать эту группу ЧС?
- Какие общие признаки у группы ЧС: взрывы, автомобильная авария, авария на химическом предприятии?
- Как можно назвать эту группу ЧС?
- А по каким ещё признакам можно различить ЧС? (Пожар в одной комнате и пожар в многоэтажном здании).
- Где возникают ЧС?
Заполнить таблицу 1, выданную каждой группе примерно по такой схеме:
Группа ЧС |
Вид ЧС |
Опасные факторы |
План действий |
ЧС природного характера |
Землетрясение |
Разрушения |
Эвакуироваться на открытое пространство, при невозможности - встать подальше от окон, в дверной проем, под несущую стену. |
ЧС техногенного характера |
Пожар |
Высокая температура, задымлённость помещений |
Эвакуироваться ползком или пригнувшись, прикрывая органы дыхания мокрой тканью. |
Давайте определим опасные факторы некоторых ЧС. Чем опасно землетрясение?
- Как уберечься во время землетрясения от обрушения?
- Чем опасен пожар в здании?
- Как защитить себя от опасных факторов пожара?
Во время проведения мозгового штурма демонстрация слайдов
4. Составить списки:
первой группе – ЧС природного характера, присущие для Новосибирской области;
второй и третьей группам – ЧС техногенного характера, возникновение которых возможно в Сузуне.
5. Каждой группе записать алгоритм действия: при пожаре в школе, при пожаре в лесу, при землетрясении, при наводнении, при химическом заражении.
6. Обобщение знаний, полученных на уроке: беседа по вопросам.
- Классифицируйте группы ЧС.
- Назовите ЧС природного характера, техногенного характера.
- Какие опасные факторы они имеют?
- Назовите способы защиты от них или план действий при ЧС.
7.Подведение итогов урока. Анализ и оценка работы учащихся в группах по критериям самооценки:
“5”
1. Имел своё мнение (идею)
2. Высказал его вслух.
3. Принял участие в обсуждении данного вопроса группой.
4. сумел убедить.
5. Мнение правильное. |
“4,5”
1. Имел своё мнение.
2. Высказал его вслух.
3. Не сумел (не пытался) убедить.
4. Мнение верное.
|
“4”
1. Имел своё мнение.
2. Не высказывал его вслух
3. Отстаивал.
4. Убедил.
5. мнение не верное. |
“3,5”
1. Имел своё мнение
2. Высказал его вслух.
3. Отстаивал.
4. Убедил.
5. Мнение - неверное. |
“3”
1. Не имел мнения.
2. Внимательно слушал.
3. Принял мнение группы.
4. Мнение - неверное. |
“2”
1. Не имел мнения
2. Не внимательно слушал обсуждение.
3. Принял мнение группы.
4. Мнение неверное. |
“1”
1. Не имел мнения.
2. Не слушал обсуждение. |
Принципы:
1. Гласность точки зрения.
2. Корректное поведение
3. Умение убедить.
4. Высоко ценится правильное мнение (ты ведь получаешь знания!). |
Кроме этого каждый учащийся оценивает свою работу на уроке, заполнив в конце занятия лист успеха:
Фамилия Имя
Деятельность |
Оценка или баллы |
За работу в группе |
|
За вопрос или ответ |
|
За возражение |
|
Всего баллов |
|
8. Объяснение проектного задания каждой группе: 1 – ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для Сузуна и опишите последовательность действий при их возникновении.
3- ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.
Каждой группе выполненную работу продемонстрировать на слайдах или оформить в виде текстового сообщения.
На выполнение задания даётся две недели, в ходе которых будут даны консультации.