Апелляция |
Заявление участника ЕГЭ о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами. Апелляция подается в письменной форме в конфликтную комиссию субъекта Российской Федерации |
Бланк ЕГЭ |
Специально разработанный бланк, в который участник ЕГЭ обязан вписать свои личные данные и ответы в строгом соответствии с образцом заполнения и инструкциями в КИМ (см.). Существует 3 вида бланков: регистрационный бланк, бланк ответов №1 для заданий типа А и В, бланк ответов №2 - для заданий типа С (см.). |
ГИА |
Государственная (итоговая) аттестация выпускников - форма государственного контроля (оценки) освоения выпускниками основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ГИА проводится в форме ЕГЭ (см.), а также в форме государственного выпускного экзамена. Для нескольких категорий выпускников допускается сочетание обеих форм ГИА. Выбранную форму (или формы) ГИА и общеобразовательные предметы, по которым выпускник планирует сдавать экзамены, он указывает в заявлении. При проведении ГИА в форме ЕГЭ используется стобалльная система оценки, а в форме государственного выпускного экзамена - пятибалльная система оценки. |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации, создаётся в каждом субъекте Федерации. В них входят представители органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, ОУ (см.), ОУ среднего и высшего профессионального образования, а также других организаций. Персональный состав ГЭК утверждается Рособрнадзором. ГЭК организует, координирует и контролирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта, утверждает на своем заседании результаты проведения ЕГЭ, а также принимает решения об их отмене. |
Демоверсии |
Варианты КИМ (см.), находящиеся в открытом доступе для тренировки учащихся. Эти варианты НЕ использовались и не будут использованы во время проведения ЕГЭ. Они созданы и опубликованы специально для ознакомления со структурой и содержанием предстоящих экзаменов в форме ЕГЭ. |
Доставочный пакет |
Секретный пакет, в котором варианты ЕГЭ доставляются из ФЦТ (см.) в ППЭ (см.) в регионах. В него также упаковываются заполненные на экзамене бланки ответов участников. Несанкционированное вскрытие доставочного пакета приводит к необратимым изменениям, которые невозможно скрыть. Наблюдатели, а также сами участники ЕГЭ должны контролировать сохранность секьюр-пак перед их вскрытием в аудиториях в Пунктах проведения экзамена (см.). |
ЕГЭ |
Единый государственный экзамен - одна из форм проведения ГИА. ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМ) - см.Результаты ЕГЭ выпускников текущего года признаются школами, где они учились, как результаты ГИА, а техникумами, колледжами и вузами - как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. |
Задание типа А |
Задание с выбором ответа из нескольких предложенных вариантов. |
Задание типа В |
Задание, на которое учащийся должен записать ответ словом, словосочетанием или числом. |
Задание типа С |
Задание, на которое учащийся должен записать ответ в виде одного или нескольких предложений или формул. Проверка правильности ответов на эти задания производится с помощью независимых экспертов (проверяющих) на местах. |
Измерение |
Формализованный процесс оценивания (см.), который завершается количественной оценкой; в случае педагогического измерения это оценка уровня образовательных достижений. |
ИК |
Индивидуальный комплект экзаменационных материалов участника ЕГЭ |
КИМ |
Контрольные измерительные материалы - экзаменационные материалы различных видов (тексты, темы, задания и др.), которые разрабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования к результатам освоения основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. |
Кодификатор |
Перечень элементов содержания за курс среднего общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Кодификаторы ЕГЭ составлены на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования. |
Комиссии |
Для организации и проведения ГИА, в том числе в форме ЕГЭ, ежегодно создаются экзаменационные, предметные и конфликтные комиссии. Экзаменационные комиссии осуществляют организацию, проведение и утверждение результатов ГИА.Предметные комиссии осуществляют проверку экзаменационных работ. Конфликтные комиссии обеспечивают объективность оценивания экзаменационных работ и разрешении спорных вопросов, возникающих при проведении ГИА.В субъектах РФ создаются государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) - см. Для организации и проведения ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации Рособрнадзором создаются федеральные экзаменационные, предметные и конфликтная комиссии. |
МОУО |
Орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия в сфере образования |
Общественные наблюдатели |
Представители органов государственной власти, СМИ, различных образовательных учреждений, а также родительских, попечительских советов и др., получившие аккредитацию и присутствующие при проведении ЕГЭ. Общественные наблюдатели имеют право находиться в аудитории, где проводится экзамен, а также направлять в ГЭК (ФЭК) ли орган исполнительной власти субъекта РФ информацию о выявленных нарушениях. |
Организатор ЕГЭ |
Как правило, преподаватель, который проводит ЕГЭ в аудиториях ППЭ. При назначении организаторов должно быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика - физика, история - обществознание). В состав организаторов ППЭ не включаются преподаватели тех ОУ (см.), выпускники которых сдают ЕГЭ в данном ППЭ |
ОУ |
Образовательное учреждение |
ОУО |
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования |
Первичные баллы |
Предварительный балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, взятых с определенными коэффициентами (как правило, целочисленными). С помощью шкалирования (см.) первичные баллы ЕГЭ преобразуются в тестовые баллы (см.). |
ППЭ |
Пункты проведения единого государственного экзамена. ППЭ размещаются в ОУ (см.) или других зданиях, отвечающих необходимым для этого требованиям. Для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями ППЭ должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей. |
ППОИ |
Пункт первичной обработки информации |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации, в котором производится сбор всей информации из ППЭ (см.) и ППОИ (см.) и пересылка в ФЦТ (см.). Сфера ответственности РЦОИ: - формирование и ведение баз данных субъекта РФ об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ; - обеспечение взаимодействия с федеральными базами данных об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ; - обработка экзаменационных работ участников ЕГЭ, в том числе бланков регистрации участников ЕГЭ на базе ППОИ (в случае их создания); - информационное обеспечение работы ГЭК (см.), предметных комиссий, конфликтной комиссии региона (см.), органов исполнительной власти и местного самоуправления субъекта РФ, осуществляющих управление в сфере образования, а также образовательных учреждений в части организации и проведения ЕГЭ |
Свидетельство о результатах ЕГЭ |
Выдается лицам, прошедшим ГИА в форме ЕГЭ. форма и порядок выдачи свидетельства устанавливается Минобрнауки России. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по тем общеобразовательным предметам, по которым выпускник набрал количество баллов не ниже минимального. |
Спецификация |
Документ, определяющий структуру и содержание КИМ (см.) по учебному предмету. Спецификация описывает назначение экзаменационной работы, устанавливает распределение заданий по содержанию, видам деятельности и уровню сложности, утверждает систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, обозначает условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе плана экзаменационной работы, содержащегося в спецификации, формируются КИМы (см.). |
Справка об обучении в ОУ |
Выдается выпускникам, не завершившим среднего (полного) общего образования, не прошедшим ГИА или получившим неудовлетворительные результаты по русскому и математике, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки. Таким выпускникам предоставляется право пройти ГИА по соответствующим образовательным предметам не ранее, чем через год. |
Сроки сдачи |
ЕГЭ проводится досрочно (апрель), в основные сроки (май-июнь) и дополнительные сроки (июль). |
Тестовые баллы |
Окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале (см.) в результате процедур шкалирования (см.), учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках сессии ЕГЭ данного года. Тестовые баллы следует отличать от первичных баллов (см.). |
Участник ЕГЭ |
Выпускник школы, образовательного учреждения начального профессионального образования (ПТУ, профессиональный лицей и др.), среднего профессионального образования (техникум, колледж и др.), а также абитуриент, поступающий в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования |
ФБС |
Федеральная база свидетельств о результатах ЕГЭ. ФБС предназначена для информационного сопровождения ЕГЭ и организации межрегионального взаимодействия при проведении приема и зачисления в образовательные учреждения профессионального образования, а также для хранения информации обо всех выданных свидетельствах о результатах ЕГЭ. Приемные комиссии вузов обязаны проверять через ФБС сведения о подлинности результатов ЕГЭ, которые предоставляют поступающие. |
ФИПИ |
Федеральный институт педагогических измерений - учреждение, отвечающее за организацию разработки контрольных измерительных материалов ЕГЭ |
ФЦТ |
Федеральный центр тестирования - учреждение, отвечающее за обработку результатов ЕГЭ на федеральном уровне. |
Шкалирование результатов |
Процесс формирования тестовых шкал по правилам начисления тестовых баллов (см.) по результатам тестирования на основе статистических данных. |
Эксперты |
Специалисты - преподаватели по определенному предмету, которые привлекаются к обработке результатов ЕГЭ для оценивания заполненных бланков по заданиям типа С (см.). Эксперты работают под руководством председателей предметных комиссий регионов и собираются на несколько дней на базе одного из ППОИ (см.) или на базе РЦОИ (см.). Надежность и объективность экспертных оценок в ЕГЭ достигается путем сличения оценок, данных одному и тому же множеству работ двумя независимыми экспертами. В случае расхождения оценок двух экспертов более чем на 1 балл, назначается третий эксперт. |