Правила проведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 

Безменовская средняя общеобразовательная школа

Черепановского района Новосибирской области 

 

Правила проведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

 

Правила проведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

 

Найти выход из сложной ситуации возможно только после полного анализа складывающейся обстановки.

Тема урока: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Цель урока:

  • Получение учащимися теоретических знаний об опасностях в повседневной жизни человека.
  • Формирование у учащихся умений и навыков действий в опасных ситуациях.
  • Ознакомление учащихся с классификацией ЧС, привитие навыков правильной оценки обстановки и действия при различных ЧС.

Этапы урока:

1. Понятие ЧС.

2. Классификация ЧС: по сфере возникновения, по ведомственной принадлежности, по масштабу последствий.

3. ЧС природного и техногенного характера.

4. Определение опасных факторов ЧС.

5. Способы и приёмы защиты от опасных факторов ЧС.

6. Разбор проектного задания.

Оборудование: Слайды: схема “ Классификация ЧС”, схемы “Действий при ЧС”, раздаточные таблицы-задания, правила совместной работы, критерии самооценки, листы успеха, компьютер, мультимедийный проектор.

Формы и методы урока: беседа, работа в группах, мозговой штурм, выполнение проекта.

Ход урока:

1. Вводная часть:

  • Объявление темы и цели урока.
  • Проверка домашнего задания.

II. Основная часть.

Алгоритм действия учителя:

  1. Переход от предыдущей темы к новой.
  2. Дать определение чрезвычайной ситуации.
  3. Мозговой штурм:
  • Назовите, какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас?
  • Какие общие признаки у группы ЧС: землетрясение, бури, наводнение и т.д.?
  • Как можно назвать эту группу ЧС?
  • Какие общие признаки у группы ЧС: взрывы, автомобильная авария, авария на химическом предприятии?
  • Как можно назвать эту группу ЧС?
  • А по каким ещё признакам можно различить ЧС? (Пожар в одной комнате и пожар в многоэтажном здании).
  • Где возникают ЧС?

Заполнить таблицу 1, выданную каждой группе примерно по такой схеме:

Группа ЧС

Вид ЧС

Опасные факторы

План действий

ЧС природного характера

Землетрясение

Разрушения

Эвакуироваться на открытое пространство, при невозможности - встать подальше от окон, в дверной проем, под несущую стену.

ЧС техногенного характера

Пожар

Высокая температура, задымлённость помещений

Эвакуироваться ползком или пригнувшись, прикрывая органы дыхания мокрой тканью.

Давайте определим опасные факторы некоторых ЧС. Чем опасно землетрясение?

  • Как уберечься во время землетрясения от обрушения?
  • Чем опасен пожар в здании?
  • Как защитить себя от опасных факторов пожара?

Во время проведения мозгового штурма демонстрация слайдов

4. Составить списки:

первой группе – ЧС природного характера, присущие для Новосибирской области;

второй и третьей группам – ЧС техногенного характера, возникновение которых возможно в Сузуне.

5. Каждой группе записать алгоритм действия: при пожаре в школе, при пожаре в лесу, при землетрясении, при наводнении, при химическом заражении.

6. Обобщение знаний, полученных на уроке: беседа по вопросам.

  • Классифицируйте группы ЧС.
  • Назовите ЧС природного характера, техногенного характера.
  • Какие опасные факторы они имеют?
  • Назовите способы защиты от них или план действий при ЧС.

7.Подведение итогов урока. Анализ и оценка работы учащихся в группах по критериям самооценки:

“5”

1.                  Имел своё мнение (идею)

2.      Высказал его вслух.

3.      Принял участие в обсуждении данного вопроса группой.

4.      сумел убедить.

5.                  Мнение правильное.

“4,5”

1.                  Имел своё мнение.

2.      Высказал его вслух.

3.      Не сумел (не пытался) убедить.

4.      Мнение верное.

 

“4”

1.                  Имел своё мнение.

2.      Не высказывал его вслух

3.      Отстаивал.

4.      Убедил.

5.                  мнение не верное.

“3,5”

1.                  Имел своё мнение

2.      Высказал его вслух.

3.      Отстаивал.

4.      Убедил.

5.                  Мнение - неверное.

“3”

1.                  Не имел мнения.

2.      Внимательно слушал.

3.      Принял мнение группы.

4.                  Мнение - неверное.

“2”

1.                  Не имел мнения

2.      Не внимательно слушал обсуждение.

3.      Принял мнение группы.

4.                  Мнение неверное.

“1”

1.                  Не имел мнения.

2.                  Не слушал обсуждение.

Принципы:

1.                  Гласность точки зрения.

2.      Корректное поведение

3.      Умение убедить.

4.                  Высоко ценится правильное мнение (ты ведь получаешь знания!).

Кроме этого каждый учащийся оценивает свою работу на уроке, заполнив в конце занятия лист успеха:

Фамилия Имя

Деятельность

Оценка или баллы

За работу в группе

 

За вопрос или ответ

 

За возражение

 

Всего баллов

 

8. Объяснение проектного задания каждой группе: 1 – ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.

2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для Сузуна и опишите последовательность действий при их возникновении.

3- ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.

Каждой группе выполненную работу продемонстрировать на слайдах или оформить в виде текстового сообщения.

На выполнение задания даётся две недели, в ходе которых будут даны консультации.

 

Дата последнего обновления страницы 12.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»