Раздел 1.
Цели и задачи логопедической работы.
Цель: своевременное выявление и оказание логопедической помощи учающимся, имеющим различные нарушения
устной и письменной речи (прежде всего трудности в освоении общеобразовательных программ по родному
языку).
Задачи:
1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) учащихся.
2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений
устной и письменной речи у учающихся, зачисленных на логопедический пункт. Нормализация их учебной
деятельности.
3 Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов.
4 Самообразование в области логопедии.
5 Совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Раздел 2.
Организационно-диагностическая работа.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Отметка о выполне-
нии |
1 |
Подготовка материалов для обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов. |
2.09. |
|
2 |
Проведение обследования детей:
а) Предварительное обследование устной речи учащихся 1-ых классов, обработка результатов обследования.
б) Предварительное обследование устной речи учащихся 2- ых классов, обработка результатов обследования
в) Проведение диагностических диктантов во 2, 3 -их классах, обработка результатов обследования.
г) Углубленное обследование устной речи учащихся 1- 3-их классов с целью предварительного комплектования групп и подгрупп с нарушениями речи, обработка результатов обследования.
д) Обследование устной и письменной речи учащихся ЮНШ, обработка результатов обследования.
ж) Обследование письменной речи учащихся – логопатов 1 – 3 классов.
з) Обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 3 классов с целью предварительного комплектования групп и подгрупп с нарушениями письменной речи на новый учебный год.
|
3.09., 4.09.
5.09., 6.09.
9. 09.
9.09. – 12.09.
13.09.
25.12. – 27.12.
19. 05. – 30. 05. |
|
3 |
Заполнение речевых карт логопатов. |
9.09. – 12.09. |
|
4 |
Комплектование групп и подгрупп. Составление расписания логопедических занятий. |
12.09. |
|
5 |
Составление перспективных планов коррекционной логопедической работы на учебный год. |
7.09., 12.09., 14.09. |
|
6 |
Систематическое оснащение логопедического кабинета необходимым оборудованием, литературой, учебно-методическими пособиями (см. раздел 7). |
В течение учебного года |
|
7 |
Ведение документации. |
В течение учебного года |
|
8 |
Составление паспорта логопедического кабинета в электронном виде. |
Зимние каникулы. |
|
9 |
Проведение самоанализа за учебный год, написание отчета. |
2 - 9 июня. |
|
10 |
Участие в обследовании и отборе будущих первоклассников. Проведение фронтальных комплексных занятий по развитию речи. Составление индивидуальных памяток для родителей по коррекции фонетико-фонематической стороны речи. |
Июнь. |
|
Раздел 3.
Коррекционно – развивающая работа.
Проведение логопедических занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных) согласно циклограмме рабочего времени и с учетом режима работы школы - 16 сентября по 17 мая.
Содержание работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
а) Развитие общей и мелкой моторики кистей и пальцев рук.
б) Развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
а) Развитие зрительного внимания и узнавания.
б) Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
в) Развитие пространственно-временных представлений.
г) Развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
а) Развитие коммуникативных навыков.
б) Развитие мимической мускулатуры.
в) Формирование общей культуры личности.
г) Развитие мотивации учения.
д) Развитие и совершенствование устойчивости и самостоятельности в учебной работе.
5. Развитие речи:
а) Развитие фонетико-фонематических представлений.
б) Формирование навыков языкового, слогового, звукового анализа и синтеза.
в) Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
г) Коррекция звукопроизношения.
д) Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
е) Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
6. Предупреждение (1 класс) и коррекция (2-4 классы) дисграфии и дислексии.
Раздел 4.
Работа с педагогами.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Отметка о выполне-нии |
1 |
Взаимопомощь в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов. Оказание систематической помощи в коррекции речи детей (в т. ч. в ЮНШ и ГПД). |
В течение года. |
|
2 |
Просветительская работа с педагогами по вопросам нарушения устной и письменной речи детей, организации обучения и развития логопатов (в т. ч. в ЮНШ). |
В течение года. |
|
3 |
Взаимопомощь в организации логопедического кабинета. Обмен методической литературой. |
В течение года. |
|
4 |
Посещение уроков в начальной школе для отслеживания сформированных на логопедических занятиях умений и навыков детей-логопатов. |
В течение года. |
|
5 |
Взаимодействие со школьным психологом.
|
Систематически. |
|
Раздел 5.
Связь с родителями.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Отметка о выполне-нии |
1. |
Провести собрание родителей учащихся, зачисленных на логопедический пункт по теме «Коррекционная работа школьного логопеда с учащимися». |
Сентябрь. |
|
2. |
Принять участие в родительских собраниях 1-ых и в общем родительском собрании начальных классов с целью приобщения родителей к работе по развитию речи детей. |
1 четверть.
3 четверть. |
|
3. |
Доводить до сведения родителей успехи в развитии речи детей. Проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями детей-логопатов (вести график посещаемости). |
В течение учебного года
(по графику консультаций). |
|
4. |
Выступить перед родителями ЮНШ по результатам логопедического обследования детей и коррекции выявленных нарушений речи. |
Октябрь. |
|
Раздел 6.
Методическая работа.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Отметка о выполне-нии |
1 |
Участвовать в работе методобъединений начальных классов.
Тема выступления: «Общие и специальные приемы развития фонематического слуха у учащихся начальных классов». |
Один раз в четверть.
|
|
2 |
Посещать открытые уроки учителей начальных классов и учителей-логопедов (по возможности). |
В течение учебного года |
|
3 |
Участвовать в психолого-педагогических консилиумах. |
1 четверть
4 четверть |
|
4 |
Участвовать в педагогических советах школы. |
Еженедельно. |
|
5 |
Участвовать в методических советах школы. |
Один раз в четверть |
|
6 |
Подборать методическую литературу, дидактические пособия, логопедические игры (см. раздел 8). |
В течение учебного года |
|
7 |
Создать «Уголок логопеда» в ЮНШ. |
1 полугодие. |
|
8. |
Создать страничку логопеда на школьном сайте. Систематически пополнять ее методическими и дидактическими материалами. Размещать собственные наработки на других сайтах. |
В течение учебного года. |
|
9. |
Вести работу по внедрению интерактивных речевых игр в коррекционную работу. |
В течение учебного года. |
|
Раздел 7.
Самообразование.
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Отметка о выполне-нии |
1. |
Пройти курсы по повышению квалификации. |
Октябрь.
Май. |
|
1 |
Своевременное изучать коррекционную литературу, обогащать ЗУН в области логопедии, знакомиться с инновационными программами и технологиями, проводить систематический обзор дефектологической литературы. |
В течение учебного года |
|
2 |
Участвовать в методических и педагогических советах школы. |
Один раз в четверть
Еженедельно. |
|
|
Изучать приемы использования ИКТ в коррекционной работе. |
В течение учебного года |
|
4 |
Работать по теме самообразования: «Леворукость у детей». |
В течение учебного года |
|
№
п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1 |
Изготовить наглядные пособия по развитию временных представлений «Части суток», «Дни недели», «Времена года. Месяцы». |
В течение учебного года. |
|
2 |
Изготовить дидактическую игру для уточнения оптических образов букв «Теремок», а также отдельные элементы букв для конструирования. |
В течение учебного года. |
|
4 |
Пополнять дидактическими играми, материалами, наглядными пособиями папки «Развитие мелкой моторики», «Развитие лексико-грамматической стороны речи» и др. |
В течение учебного года. |
|
5 |
Изготовить карточки: - с чистоговорками по автоматизации звуков
речи
- со словами по автоматизации звуков речи
- по развитию дыхания и голоса
- по развитию фонематического слуха |
В течение учебного года. |
|
6 |
Подготовить дидактическую игру «Логопедическое лото».
|
В течение учебного года. |
|
7 |
Закончить изготовление карточек для закрепления оптических образов букв. |
В течение учебного года. |
|
8 |
Обновить и систематизировать плакаты по развитию связной речи.
|
В течение учебного года. |
|
Раздел 8.
Оснащение логопедического кабинета.