| ||||||
|
| |||||
Урок окружающего мира в 4 классе
Урок окружающего мира в 4 классе.
ТЕМА: «Что красивей всего?» ЦЕЛЬ: - обобщить имеющиеся у детей экологические знания; - уметь определять свое отношение к окружающему миру и уважительное отношение к миру природы; - развивать творческую активность и речь учащихся; - развитие коммуникативных навыков и общественной активности; - воспитание внимания к окружающим, готовности прийти на помощь.
ХОД УРОКА
1. Оргначало.
- Здравствуйте, ребята! - Какое у вас настроение? - У всех? - Мне очень хотелось встретиться с вами. Садитесь. У меня для вас сюрприз с секретом. Вносит шары, на некоторых из них буквы: А, А, Т, О, С, К, Р. - Вот мой сюрприз… Мне хотелось бы, чтобы ваше настроение стало еще лучше. Эти шарики – мой подарок для вас. А секрет заключается в следующем… На некоторых из шаров написаны буквы. Попробуйте составить слово из этих букв. А чтобы удобнее было выполнять задание, я на доске поместила шары с этими буквами. Составляют слово «красота». - Правильно! Молодцы! Это слово «красота». Шарики пока пусть украшают наш класс, создают для нас приятную атмосферу.
2. Актуализация знаний.
- А сейчас, ребята, немного поразмышляем, что для нас красота. Закройте глаза. Что вы представляете, когда слышите слово «красота»? Что вы считаете красивым? Звучит спокойная музыка. На фоне музыки ученики говорят о своих ассоциациях со словом «красота». - Ой, ребята, как много ответов я сейчас услышала, и все такие разные!.. Оказывается, нас окружает такая красота!.. Вы знаете, о чем я сейчас подумала?! А что самое красивое из того, что вы назвали? Что красивее всего? Дети дают ответы и не могут определиться. - Да, трудно решить… Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос – что красивей всего?
3. Работа над проблемой урока.
- Я вчера читала книгу, и в этой книге мне встретилось одно интересное стихотворение Бориса Заходера. Оно так и называется – «Что красивей всего?». И я решила принести его вам. Может быть, оно вам поможет? Сейчас я вам его прочитаю, послушайте. Звучит магнитофонная запись. Параллельно учитель помещает иллюстрации с картинами природы на доску. Борис Заходер Что красивей всего? Ребенок спросил Орел свысока процедил: Ни с того ни с сего: - Небеса! - А ну-ка скажи, Что красивей всего? - По-моему, море! - Ответил Дельфин. Да, вот так вопрос: - Мой хвост, без сомнения! «Что красивей всего?» Крикнул Павлин. Ответить Я сам не сумел на него. Спрошу Мотылька - И вот я решил Отвечает: - Цветок! Послушать ответы Спрошу у Цветка - Других обитателей Говорит: - Мотылек! Нашей планеты. Кто славит поля, Деревья и Травы Кто – полярные льды, Сказали в ответ: Кто – горы, кто – степь, - Да что же прекрасней, Кто – мерцанье звезды… Чем солнечный свет?! - Да что же прекрасней А мне показалось, Ночной темноты?! – Что все они правы. Откликнулись Совы. Все: Звери и Птицы, Сычи и Кроты… Деревья и Травы… И я не ответил, - Леса!.. – Увы, Отвечали мне Ничего Волк и Лиса, На трудный вопрос: «Что красивей всего?»
- Как же отвечали на этот вопрос обитатели нашей планеты? Кого первым спросили? - И что они сказали в ответ? - А кто откликнулся потом? - Почему же у них такие противоположные мнения?
- Для волка и лисы что красивей всего? - А для орла? - Для дельфина? - Для павлина?
- У них такие же разные ответы, как и у нас. Как вы думаете – почему?
- А что автор думает по этому поводу, найдите в тексте.
- Какой же ответ МЫ дадим? ( Все красиво, весь мир). - А все ли в нашем мире так прекрасно?! Посмотрите на иллюстрации, которые лежат у вас на партах, и, посоветовавшись друг с другом, определите, какие подходят к знакам. Обоснуйте свой выбор.
- Сначала давайте повторим правила работы в парах: * определитесь, кто будет отвечать; * выслушивается мнение каждого;
- Повесьте, пожалуйста, иллюстрации на доску. При этом не забывайте обосновывать мнение своей группы. Дети объясняют свой выбор.
- Какой мир вам больше нравится? Почему?
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся… (одни)
Проводится ФИЗМИНУТКА.
Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко заяц барабанит. Тра – та – та! Тра – та – та! Тра – та – та! Тра – та – та! Из берлоги вылез медвежонок. Топать начал он спросонок. Топ – топ – топ! Топ – топ – топ! Лягушата делают зарядку, Пляшут, пляшут весело вприсядку. Ква – ква – ква! Ква – ква – ква! Ква – ква – ква! Ква – ква – ква! Сразу стало пусто на полянке, Звонко, звонко дождик барабанит. Кап – кап – кап! Кап – кап – кап! Кап – кап – кап! Кап – кап – кап! Вот такая песенка, Песенка – чудесенка!
- Кто же помогает сохранить наш мир прекрасным? (Человек) На доску вывешивается рисунок человечка – строителя.
- Каждому человеку следует помнить, что для него и под его ответственность сотворен мир. А какой он, этот человек, сохраняющий наш мир красивым? Какими качествами он должен обладать? Каким должен быть его внутренний мир, чтобы сохранить мир природы?
- Добрым, умным, внимательным, заботливым, наблюдательным, здоровым, …
На доске вывешиваются «кирпичики»
- Вы перечислили столько замечательных качеств. Описали такого красивого человека. А как вы думаете, что я имею в виду, говоря «красивый человек»? - Имеется в виду не его внешняя красота, а красота его внутреннего мира, его души.
- Действительно, человек красив настолько, насколько красив его внутренний мир, его душа. Какой же мир может построить человек, обладающий таким богатым внутренним миром? Вот такой - или вот такой - ? Обращается внимание на иллюстрации на доске.
- Тогда мир, где нарушается гармония и красота, пусть исчезнет, а останется мир, полный добра и радости. Дети с учениками снимают соответствующие иллюстрации.
- А сейчас я хочу предложить вам одно интересное задание. Перед вами лежат листочки со словами. Попробуйте закончить фразу, впишите подходящие по смыслу слова.
Рыбе нужна вода, Птице - воздух. Зверю - лес, А человеку - общение. - Прочитайте, что у вас получилось. Дети зачитывают свои ответы.
- Молодцы, ребята! Действительно, рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, а человеку нужно общение, но люди такие разные… Как вы думаете, дети из других стран видят красоту мира по-другому?
- Независимо от того, где живут люди, на каких языках они говорят и какой они национальности, все они хотят видеть мир прекрасным, мир без войны, мир, где все друг друга понимают, хотят видеть мир совершенным. - Но мир таков, каким мы его делаем. Люди должны учиться делать его лучше, и тогда жизнь может стать праздником! - Я предлагаю разбиться на группы и нарисовать мир таким, каким вы его себе представляете. Работаете все вместе, сразу договоритесь, кто что рисует. Вы создаете свой мир, пока звучит музыка. Дети рисуют под музыку.
- Давайте еще раз посмотрим на ваши рисунки и при помощи их построим свой мир. Выкладывается стена дома, ставится крыша.
- Каким вы хотели показать свой мир? - От кого зависит красота нашего мира? (От человека) - В начале урока мы поставили вопрос, что красивей всего? Как теперь мы ответим на него? (Человек, его внутренний мир)
- А что такое красота? Красота – это когда все едино, когда человек помогает природе, а природа помогает жить человеку в согласии друг с другом и с самим собой.
Ученики: - Мы хотели бы прочитать об этом стихотворение Орлова «Живой букварь». Нас в любое время года Учит умная природа: Птицы учат пению, Паучок – терпению. Пчелы в поле и саду Обучают нас труду. Учит снег нас чистоте, Солнце учит доброте. У природы круглый год Обучаться нужно. Ну а весь лесной народ Учит крепкой дружбе. 4. Итоги урока.
- И в завершение нашей встречи я хотела бы сказать вам вот о чем… - Сейчас зима, а кому в это суровое время труднее живется? Почему? (Птицам, бездомным животным.) - Какую помощь вы можете им оказать? Высказывания детей. - И своими поступками, может быть, уже сегодня вы сделаете первый шаг для того, чтобы наш мир стал прекраснее.
Спасибо вам за урок! Пусть вас всегда окружает только красота – красота нашего мира и душевная красота людей.
- А сейчас я дарю всем вам эти шарики, которые принесла в начале урока. | ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 23.11.2021 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |